Детские школы искусств: теория и практика применения трудового законодательства (вопросы-ответы)

Вопрос: может ли студент музыкального училища осуществлять преподавательскую деятельность в детской школе искусств?
Ответ: в соответствии с нормой права, установленной приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 (пункт 15), «Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе привлекать к реализации дополнительных общеобразовательных программ лиц, получающих высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» в случае рекомендации аттестационной комиссии и соблюдения требований, предусмотренных квалификационными справочниками». Обучаясь в музыкальном училище, студенты получают среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Искусство и культура». Следовательно, студент музыкального училища не может осуществлять педагогическую деятельность в детской школе искусств.
Вопрос:на какие документы нужно опираться при составлении штатного расписания детской школы искусств? Например, в школе обучается около 1000 учащихся, есть два Образцовых хореографических ансамбля, Образцовый детский театр, детский музыкальный театр и другие коллективы, сформированные из числа учащихся. Имеется концертный зал на 200 мест. Возможно ли иметь в штатном расписании должности костюмера и звукооператора?
Ответ: при формировании персонала, обеспечивающего деятельность ДШИ, и составлении штатного расписания необходимо использовать должности не только педагогических работников, но и общеотраслевые должности служащих, а также, в особых случаях, должности работников по другим видам экономической деятельности. Основанием для включения данных должностей в штатное расписание детской школы искусств является приказМинздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Раздел «Общие положения», пункт 7. При разработке должностных инструкций по должностям работников, относящимся к общеотраслевым должностям служащих, а также по должностям работников, свойственным другим видам экономической деятельности (медицинские работники, работники культуры: художественные руководители, дирижеры, режиссеры, балетмейстеры, хормейстеры, работники библиотек и др.), применяются квалификационные характеристики, предусмотренные для соответствующих должностей служащих с уточнением перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях.
Вопрос: готовимся к итоговой аттестации по предпрофессиональным программам - ДПОП «Живопись», ДПОП «Народные инструменты». Наш город значительно удален от областного центра, привозить специалистов из СПО и ВПО нет возможности. Ищем варианты: проведение экзамена в режиме он-лайн по договоренности с другим учреждением, либо комиссию возглавит представитель учредителя - заведующий отделом культуры муниципального района. Как будет правильнее?
Ответ: на основании приказа Минкультуры России от 09.02.2012 № 86 «Об утверждении Положения о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся, освоивших дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств» председатель экзаменационной комиссии «должен иметь высшее образование в области соответствующего вида искусств и не являться работником образовательного учреждения, в котором создана экзаменационная комиссия» (пункт 14). В приказе отсутствует требование к председателю экзаменационной комиссии, связанное с обязательностью его работы в образовательном учреждении среднего профессионального или высшего образования. В данном приказе также не указана возможность проводить выпускные экзамены в дистанционной форме, в том числе online. Следовательно, вы имеете право пригласить в качестве председателя экзаменационной комиссии преподавателя из другой детской школы искусств.
Вопрос:какой документ выдается по окончании предпрофессиональной программы?
Ответ: форма свидетельства о завершении обучения по предпрофессиональной программе утверждена приказом Минкультуры России в 2013 году (форма установленного образца).
Инструкции к заполнению данной формы приказ не содержит. Макет разрабатываете самостоятельно и отдаете в печать в любую типографию.
Вопрос:какой документ выдает ДШИ выпускнику, завершившему обучение по дополнительной предпрофессиональной программе, – документ об обучении или документ об образовании?
Ответ: на основании пункта 2 части 1 статьи 60 Федерального закона от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» к документам об обучении относится свидетельство об окончании дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств. Документ об образовании подтверждает получение общего образования (основного общего образования, среднего общего образования).
Вопрос:обязательно ли проводить аттестацию на соответствие занимающей должности преподавателям, не имеющим квалификационной категории? В какие сроки и каков порядок ее проведения?
Ответ: все преподаватели, не имеющие квалификационной категории, должны проходить раз в 5 лет аттестацию на соответствие должности. При этом вновь принятый на работу в детскую школу искусств преподаватель будет проходить аттестацию на соответствие должности только через два года. Порядок аттестации педагогических работников, в том числе, на соответствие должности, установлен приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
Вопрос:согласно ФГТ для проведения в конце года промежуточной аттестации в форме экзамена необходима комиссия, утвержденная приказом. Нужны ли утвержденные комиссии для проведения промежуточной аттестации в форме «контрольный урок» или «зачет»?
Ответ: все комиссии, если они образованы для проведения промежуточной аттестации, утверждаются приказом руководителя ДШИ.
Вопрос: что делать в случаях, когда в школе один специалист, и он заболел или отсутствовал по уважительной причине? Замещение организовать невозможно, так как другого такого специалиста (например, духовика) нет даже в городе?
Ответ: замена занятия, пропуск которого происходит по вине образовательной организации, - обязательна. Это обязанность и ответственность администрации.
Вопрос: какие записи вносить в трудовые книжки работников ДШИ при переводе ДШИ из муниципального подчинения в региональное?
Ответ: из-за перевода ДШИ с муниципального уровня на региональный работники будут трудиться не в муниципальных школах искусств, а в государственных. Однако смена собственника не расторгает трудовые отношения с преподавателями (ст.75 ТК). Поэтому в трудовые книжки вносят только запись о переименовании школы искусств. После этого работники продолжают трудиться в школах с новым статусом.
Об изменении статуса школы работников необходимо уведомить не позднее чем за два месяца. Сотрудники, которые продолжают трудиться в ДШИ, должны высказать письменное согласие. С несогласными сотрудниками работодатель вправе расторгнуть трудовые отношения.
Иначе дело обстоит с руководителями. К ним относятся директора ДШИ, заместители и главные бухгалтеры. С этой категорией работников новый собственник имеет право в течение первых трех месяцев расторгнуть трудовые отношения и принять на работу нового директора, заместителя директора или главного бухгалтера (ст. 75 ТК).
Вопрос:как в соответствии с действующим законодательством должно оплачиваться преподавателям и концертмейстерам время простоя - пропуски учащимися занятий по расписанию. Как следует оплачивать время простоя в случае болезни ученика, подтвержденной медицинскими справками?
Ответ: согласно статье 157 Трудового кодекса РФ "Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя". Но работодатель может оплачивать и 100%, так как в законе сказано, что НЕ МЕНЕЕ 2/3, следовательно, БОЛЕЕ – МОЖНО! 100-процентная оплата может быть установлена приказом директора, но лучше – прописать в Коллективном договоре.
Вопрос:одним из показателей работы для присвоения категории является участие учащихся в конкурсах, фестивалях, олимпиадах различного уровня. Хотелось бы узнать, какие дипломы, грамоты, полученные на конкурсах, должны учитываться при аттестации.
Ответ: так как аттестация проводится на уровне субъекта РФ, то и условия, по которым оценивается уровень творческого мероприятия, разрабатываются субъектом - то есть, в Положении об аттестации, которое действует в Вашем регионе, должны быть указаны требования к тем конкурсам и фестивалям, которые учитываются в качестве показателя работы преподавателя. Общепринятых критериев пока нет.