Осуществление контроля в сфере охраны труда

Осуществление контроля в сфере охраны труда

или как обеспечить всестороннее участие профорганизации в системе управления охраной труда на предприятии

Повседневная работа уполномоченных по охране труда - это лишь часть всей работы, которую профсоюзная организация предприятия может вести для создания нормальных условий труда работников. Немаловажным является и участие представителей профоргана в комиссиях, контролирующих соблюдение прав работников в разных аспектах системы охраны труда.

О том, какие комиссии должны быть созданы на предприятии и какие основания для их создания обеспечивает российское законодательство, рассказывает главный технический инспектор Курганского профобъединения Зоя СТУЛИНА.

ЕСЛИ ВЫЯВЛЕНЫ НАРУШЕНИЯ

Уполномоченные по охране труда профсоюзного комитета в своей деятельности должны пользоваться Методическими рекомендациями по организации наблюдения (контроля) за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессионального союза, утвержденными постановлением Исполкома ФНПР в 2006 году. В приложении к ним даны образцы карт наблюдения и инструкции по наблюдению (размещены на сайте ФНПР: http://www.fnpr.org.ru/4/23/2870.html). В основном они служат для анализа состояния условий труда на рабочих местах. Но в каждой карте наблюдения есть графа для замечаний уполномоченного по фактам выявленных нарушений.

Напомним, что и в этом случае уполномоченный имеет право выдать руководителю структурного подразделения предложение, обязательное для рассмотрения. Предложение оформляется на специальном бланке, утвержденном в Положении об уполномоченном (см. “Солидарность” № 9, 2010). Согласно ст. 370 ТК РФ руководитель в течение недели должен рассмотреть данное предложение и дать ответ о результатах рассмотрения и принятых мерах. Если же реакции на замечание не последует, уполномоченное доверенное лицо может поступить следующим образом:

1. Обратиться к председателю профкома, а тот, в свою очередь, поднимет данный вопрос на планерке у руководителя или сообщит о нарушениях в службу охраны труда.

2. Самостоятельно обратиться в службу охраны труда предприятия.

3. Если подобные обращения не имеют положительных последствий, уполномоченный по охране труда может обратиться в региональное профобъединение или в Гострудинспекцию. Как правило, с подобными обращениями выступают не сами уполномоченные, а председатели профкомов.

ЧАСТЬ СИСТЕМЫ

К сожалению, для создания полноценного профсоюзного контроля состояния охраны труда на предприятии не всегда достаточно общественной деятельности уполномоченных. Но что же делать, если согласно ст. 370 ТК РФ сами члены профкома не имеют права контролировать соблюдение норм охраны труда на предприятии? Вспомним, что члены профкома имеют право участвовать в коллегиальных органах или комиссиях, которые создаются в организациях по тем или иным вопросам охраны труда.

Здесь стоит сделать ссылку не только на ст. 370 ТК, но и на ГОСТ 12.0.230-2007 “Система управления охраной труда, общие требования”. В п. 4.2 этого ГОСТа сказано:

“Участие работников является важнейшим элементом системы охраны труда в организации. Работодатель должен привлекать работников и их представителей по охране труда к консультациям, информированию и повышению их квалификации по всем аспектам охраны труда, связанным с их работой, включая мероприятия в процессе возможных аварий. Работодатель должен так организовать мероприятия для работников и их представителей по охране труда, чтобы они имели время и возможности для активного участия в процессах организации, планировании, реализации, применении, оценки и действий по совершенствованию системы управления охраной труда. Работодатель должен обеспечивать создание, формирование, эффективное функционирование комитета, комиссии по охране труда и признание представителей работников по охране труда в соответствии с национальными законами и практикой”.

То есть, когда разрабатывается система управления охраной труда на предприятии, она обычно идет как одна из частей - подсистем общей системы управления в соответствии со стандартами. И в ней должно быть обязательно предусмотрено участие работников и их представителей, а именно - профсоюзов.

КОМИССИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ...

Чтобы реализовать это право для работников и их представителей, на предприятии должна быть создана комиссия по охране труда - согласно ст. 218 ТК РФ. Она создается на паритетных началах: из представителей работодателя и работников. Эта комиссия действует на основании положения о комиссии (комитете) по охране труда, которое разрабатывается на основании типового положения (утв. приказом Минздравсоцразвития № 413 от 29.05.2006).

Следующая обязательная комиссия - по обучению и проверке знаний работников по общим вопросам охраны труда. Она формируется в соответствии со ст. 225 ТК РФ “Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда” и постановлением Министерства труда и соцразвития РФ № 1 и Минобразования РФ № 29 от 13.01.2003 “Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций”. В эту комиссию также входит представитель профоргана.

Третья обязательная комиссия - по расследованию несчастных случаев. Она формируется согласно ст. 229 ТК РФ “Порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев”. Действует комиссия на основании положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве, в отдельных отраслях и организациях (утв. постановлением Минтруда РФ № 73 от 24.10.2002).

И еще на предприятии должна быть создана комиссия по аттестации рабочих мест. Согласно ст. 212 ТК РФ “Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда” работодатель обязан один раз в пять лет аттестовать каждое рабочее место, руководствуясь порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утв. приказом Минздравсоцразвития № 569 от 31.08.2007). Соответственно, в данную комиссию тоже должны входить представители работников.

...И РЕКОМЕНДУЕМЫЕ

Отдельно хотелось бы рассказать о комиссиях, которые рекомендуются для создания на предприятиях, поскольку их необходимость проверена на практике. И первая из них - комиссия по проведению Дня охраны труда.

День охраны труда должен проводиться на предприятии ежемесячно. В предыдущей консультации мы говорили о повседневном контроле - это первая ступень. Следующий уровень контроля - День охраны труда. График его проведения и состав комиссии должны быть утверждены локальным актом на предприятии.

Следующая рекомендуемая комиссия, куда также должен входить представитель профоргана, - по приемке на предприятие спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной защиты на территорию предприятия. В чем заключается ее работа?

Во-первых, работодатель должен приобретать только сертифицированные СИЗ, спецодежду, спецобувь. Поступает на предприятие спецодежда - необходимо посмотреть, вся ли заявка выполнена, соответствуют ли размеры, например, спецодежды и спецобуви, заказанным, каково качество. И если уже имелись жалобы работников на качество поставляемых СИЗ, а эти СИЗ поступили снова, то комиссия по приемке вправе отказаться от прибывшей партии, вернуть ее производителю.

Кроме того, комиссия списывает спецодежду, если она досрочно вышла из строя. Предусмотреть деятельность такой комиссии и участие в ней представителей профоргана можно в стандарте (положении) предприятия по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты.

Наконец, рекомендуется создать комиссию по приемке в эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, оборудования и осмотру технического состояния зданий. Она формируется на основании ст. 212 ТК РФ, где прописана обязанность работодателя обеспечить безопасность при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов. Необходимость создания этой комиссии прописана и в нормативных документах “ПОТ Р О-14000-004-98. Положение. Техническая эксплуатация промышленных зданий и сооружений”.

Напоследок хотелось бы подчеркнуть важность для предприятия всех вышеперечисленных комиссий, поскольку только их деятельность с участием представителей профсоюзных органов может обеспечить полноценный контроль в сфере охраны труда на предприятиях. Ведь при наличии у уполномоченных по охране труда множества прав: проверять, выдавать предложения, на которые работодатель обязан ответить, - гарантий для деятельности уполномоченных нет. Трудовой кодекс РФ не содержит даже стимулирующих гарантий. Поэтому очень важно обеспечить их посредством коллективного договора. Однако удается это лишь в организациях, где работодатель заинтересован в сохранении жизни и здоровья работников.

 

wordСкачать файл "Осуществление контроля в сфере охраны труда"