Заключение договора на проведение СОУТ

Проверяем, нет ли конфликта интересов

Организация, проводящая СОУТ, должна быть независима от организации-работодателя (Закон № 426-ФЗ). Обратите внимание на ряд прямых запретов.

Пример
СОУТ не может проводиться организациями, должностные лица которых состоят в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится СОУТ, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение СОУТ.
Подробно о случаях, когда не допускается привлечение конкретного исполнителя к проведению СОУТ, сказано в ст. 22 Закона № 426-ФЗ.
Чтобы не нарушить требований ст. 22 Закона № 426-ФЗ, работодатель должен запросить не только Ф. И. О. руководителя, участников организации-исполнителя и ее экспертов, но и сведения об их близких родственниках. Надо, впрочем, быть готовым к тому, что в реальности далеко не все организации, проводящие СОУТ, согласятся предоставить столь широкую информацию до заключения договора, однако после его подписания изучать эту информацию будет уже поздно.

Проверяем цену
Цена - один из важных аспектов при выборе организации, проводящей СОУТ. На практике она может заметно варьироваться, и причины тому могут быть вполне объективными. Стоимость услуг организаций, проводящих СОУТ, может зависеть:
• от типа рабочего места;
• его отдаленности, региона, в котором работает организация-исполнитель;
• времени года;
• количества рабочих мест для проведения СОУТ (некоторые исполнители в этом случае предоставляют скидки).

Случается, что для привлечения клиентов исполнители искусственно занижают цены на свои услуги (нередко до уровня себестоимости или еще ниже).
Приманка в виде низкой цены на проведение СОУТ часто срабатывает, однако слишком уж привлекательные цифры должны насторожить заказчика: бесплатный сыр бывает только в мышеловке
В свое время вопрос стоимости СОУТ рассматривался в Справочно-методических материалах для проведения проверок организаций, ранее аккредитованных на оказание услуг в области охраны труда, в части проведения оценки условий труда, на предмет соблюдения ими требований законодательства (письмо Минтруда России от 08.07.2014 № 15–4/10/П-3758), адресованных Роструду.
По мнению Минтруда России, на момент подготовки указанных справочно-методических материалов средняя экономически обоснованная цена проведения оценки условий труда одного рабочего места составляла 2,5–4 тыс. руб.
Было отмечено, «увеличение цены, с учетом категории сложности рабочего места (от простого стационарного рабочего места без использования оборудования до сложного нестационарного рабочего места, при оценке которого требуется измерение максимально разовой или среднесменной концентрации нескольких химических веществ), от средней экономически обоснованной цены, может становиться трехкратным».
В период проведения АРМ по факту работ, выполненных аттестующими организациями в 2012 г., средняя стоимость оценки условий труда в отношении одного рабочего места составляла (в зависимости от федерального округа) 1900–3495 руб. при средней цене по стране 2404 руб. Максимальная стоимость оценки одного рабочего места в различных федеральных округах составляла от 3500 до 15 200 руб.
Работодателю следует иметь в виду (и на это также обратил внимание Минтруд России), что снижение цены проведения СОУТ ниже экономически обоснованной:
• существенно повышает риск некачественного оказания услуги;
• приводит к тому, что уже на стадии заключения договора закладывается проведение СОУТ по «упрощенной схеме», не отвечающей установленным требованиям (отказ от измерений производственных факторов или «бумажное» измерение, оценка без обследования и т. п.).
В результате появляются «формально написанные документы, не отражающие реального положения дел и легко опровергаемые при проведении государственной экспертизы условий труда», поскольку есть все основания предполагать, что СОУТ выполнена с грубыми нарушениями действующей Методики проведения специальной оценки условий труда, утв. приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н (далее — Методика № 33н).
Как указано в упомянутых выше справочно-методических материалах, экономически обоснованные расходы организации-исполнителя на оказание услуги по СОУТ могут быть определены расчетно-нормативным методом на основе данных бухгалтерского учета. При этом необходимо учитывать совокупность расходов, связанных с оказанием услуги, включая:
• проезд сотрудников организации к месту проведения СОУТ и проживание их там;
• затраты на измерения и оценку факторов производственной среды, оформление и подготовку отчета о СОУТ, а также иные мероприятия, предусмотренные Методикой № 33н и другими нормативными актами, регулирующими деятельность по проведению СОУТ.
Явное занижение стоимости услуги по проведению СОУТ на рабочем месте более чем на 30% от среднерыночной может свидетельствовать о формальном или фиктивном проведении СОУТ.
Бывает, что слишком низкая цена не смущает некоторых работодателей (из числа тех, кто не очень озабочен качеством СОУТ), но она может насторожить государственного инспектора труда. В этом случае он, вполне вероятно, будет руководствоваться рекомендациями Минтруда России и проверит выезды сотрудников, сопоставит данные о заключенных договорах и расходах на передвижение персонала в виде документов бухгалтерской отчетности (командировочные удостоверения, путевые листы, оплата расходов на проезд и т. п.). Также государственный инспектор труда может запросить у работодателя материалы проведенной СОУТ и оценить результаты ее выполнения. В случае же наличия профсоюзной организации у нее будет запрошена информация о фактическом проведении измерений на рабочем месте.
Конечно, приведенные советы по выбору организации-исполнителя услуг по проведению СОУТ не являются исчерпывающими.

Пример
Весьма полезным может оказаться изучение отзывов о заинтересовавшей работодателя организации в Интернете, что позволит сделать оптимальный выбор по соотношению цена - качество, поскольку «дорого» в российской действительности не всегда означает «качественно».
Но даже минимальные предосторожности, в т. ч. запрос у исполнителя подтверждающих документов, позволят значительно снизить риск столкнуться с откровенными халтурщиками или мошенниками. Право работодателя требовать от организации, проводящей СОУТ, документы, подтверждающие ее соответствие требованиям, установленным ст. 19 Закона № 426-ФЗ, предусмотрено п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона № 426-ФЗ. Обязанность исполнителя предоставлять такие документы — в п. 2 ч. 2 ст. 6 Закона № 426-ФЗ.

Заключаем договор

Правильно составленный договор служит основой для дальнейшего эффективного и взаимовыгодного сотрудничества между заказчиком и исполнителем, а также сводит к минимуму риск возникновения разногласий.

Пример
Не рекомендуется не глядя подписывать договор так называемой стандартной формы, который отдельные организации, проводящие СОУТ, предлагают всем своим клиентам. Впоследствии работодатель может столкнуться с неприятным сюрпризом в виде включенных в договор противоречащих его интересам условий, на которые он изначально просто не обратил внимания, но что-либо менять будет уже поздно.
С точки зрения гражданского права договор между работодателем и организацией, проводящей СОУТ, является договором возмездного оказания услуг, по которому исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик — оплатить эти услуги (ст. 779 Гражданского кодекса РФ).
В таком договоре должны быть обозначены следующие стандартные условия:
• виды работ и услуг, проводимых в рамках СОУТ;
• сроки их выполнения;
• стоимость указанных работ и услуг, а также порядок их оплаты;
• права и обязанности заказчика и исполнителя при проведении СОУТ;
• ответственность заказчика и исполнителя при неисполнении ими обязательств по договору.
Договору об оказании услуг на проведение СОУТ присущи определенные особенности, на которые целесообразно обратить особое внимание.

Пример
Организация, проводящая СОУТ (мы уже говорили об этом), может быть вынуждена привлекать стороннюю испытательную лабораторию (центр) в качестве субподрядчика.
В подобных обстоятельствах имеет смысл:
• прямо указать в договоре, какая именно испытательная лаборатория (центр) будет дополнительно привлечена;
• установить в договоре запрет на привлечение иных испытательных лабораторий (центров) без письменного согласия заказчика.
В силу п. 3 ст. 22 Закона № 426-ФЗ порядок и размер оплаты выполнения работ, оказания услуг организациями, проводящими СОУТ, не могут зависеть от выполнения каких-либо не предусмотренных Законом требований работодателей и (или) их представителей в отношении результатов СУОТ.
Согласно п. 1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ организация, проводящая СОУТ, составляет отчет о ее проведении, в который включаются перечисленные в данном законе сведения о результатах СОУТ. Целесообразно прямо указать в договоре требования к такому отчету, а также предусмотреть в нем законодательно закрепленное право работодателя требовать (п. 1. ч. 1 ст. 4 Закона № 426-ФЗ) и обязанность организации, проводящей СОУТ, предоставлять (п. 1. ч. 2 ст. 6 Закона № 426-ФЗ) обоснования результатов проведения СОУТ.
Работодатель также, в свою очередь, будет обязан предоставить организации-исполнителю необходимые ей для выполнения взятых на себя обязательств сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на подлежащих СОУТ рабочих местах. Эти сведения, документы и информацию также необходимо указать в договоре, как того требует Закон № 426-ФЗ.
В соответствии с п. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ организация, проводящая СОУТ, в течение 10 рабочих дней со дня утверждения отчета передает определенные в названном законе сведения (о количестве рабочих мест, на которых проведена СОУТ, об их распределении по классам (подклассам) условий труда и др.) в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее — ФГИС) в форме электронного документа.
Имеет смысл не только продублировать эту обязанность в договоре, но и установить, что заказчик должен получить копию такого электронного документа.
Согласно п. 8 ст. 18 Закона № 426-ФЗ организация, проводящая СОУТ, обязана соблюдать конфиденциальность сведений, содержащихся во ФГИС, и обеспечивать их защиту от несанкционированного доступа в соответствии с законодательством РФ. Данные положения также желательно закрепить в договоре.
Наконец, при поэтапном проведении СОУТ (такая возможность предусмотрена ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ) вопросы, связанные с количеством этапов проведения СОУТ и числом рабочих мест, на которых она будет выполнена в ходе каждого из этапов, также могут быть урегулированы в рамках договора между заказчиком и исполнителем, на что прямо указывает письмо Минтруда России от 08.12.2014 № 15–1/В-1829.
Вместе с тем при планировании поэтапного проведения СОУТ следует помнить, что оно не допускается в отношении рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ, а именно:
• рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
• рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
• рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных АРМ или СОУТ были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
СОУТ на перечисленных рабочих местах должна быть проведена в первоочередном порядке без разделения на этапы.
В заключение отметим, что некоторые специалисты рекомендуют работодателям заключать при проведении СОУТ два отдельных договора: дополнительно подписывается документ об идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов.
Это позволит заказчику определить конечную стоимость СОУТ с учетом точного количества рабочих мест, на которых придется проводить исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов.

А.В. Каширин, юрист, эксперт журнала «Справочник специалиста по охране труда»