Госдума приняла законопроект о единой отраслевой системе оплаты труда бюджетников

ГосдумаГосдума РФ 27 октября приняла во втором чтении законопроект, вносящий изменения в ст. 144 Трудового кодекса. Полное его название - "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части установления требований к отраслевым системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений)". Согласно законопроекту Правительство получит право утверждать требования к системе оплаты труда сотрудников государственных и муниципальных учреждений. 

В частности, речь идёт об установлении и дифференциации окладов, ставок зарплаты, применяемых перечней выплат компенсационного характера, стимулирующих выплат, условий назначения данных начислений.
При утверждении кабмином таких требований определяется сфера деятельности учреждений, на которые распространяются указанные требования, а также срок, в течение которого таким организациям необходимо привести условия оплаты труда работников в соответствие с новыми правилами.
Как ранее отметил первый замглавы фракции «Единая Россия» Андрей Исаев, фракция поддерживает документ и считает, что не менее 70 процентов зарплаты бюджетников должен составлять оклад. По его словам, в Госдуме много раз ставили вопрос об упорядочении оплаты труда работников бюджетной сферы. «Сегодня регулирование целиком лежит на субъектах Федерации, и это приводит к разной оплате за равный труд не только между разными субъектами, но и внутри самих субъектов», — сказал Исаев.

Теперь уже очевидно, что закон скоро пройдет третье чтение и будет подписан президентом. Несмотря на многочисленные разговоры о необходимости повышения окладов, парламент и правительство не решили главной проблемы: не установили минимальный размер ставки учителей, преподавателей, медиков и других работников бюджетной сферы. Кроме того, неизвестно, сколько ФОТ планируется выделить на окладную часть, а сколько - на компенсационные и стимулирующие выплаты.

Законопроект комментирует Всеволод Луховицкий, сопредседатель профсоюза "Учитель":

"В очередной раз депутаты Госдумы отказываются давать какие-либо конкретные гарантии обеспечения достойной оплаты труда бюджетников: медиков, педагогов, деятелей культуры. Во втором чтении законопроект был принят без поправок Олега Смолина про установление минимальной величины в 2 МРОТ за ставку. Единственная польза учителям от этого документа — возможность требовать от правительства РФ введения справедливой системы оплаты труда. Первым пунктом требований будет такое: 95% ФОТ — на базовую и компенсационную части зарплаты".

Профсоюзы, поддерживая концепцию Законопроекта в части необходимости установления единых размеров окладов (тарифных ставок) работников государственных и муниципальных учреждений, выполняющих труд равной ценности, мы не можем согласиться в полном объеме с предложением о наделении Правительства России полномочиями по установлении всех других составляющих частей зарплаты работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе утверждению перечня компенсационных и стимулирующих выплат, определения их размеров и условий начисления.
Профсоюзы добиваются установления на том или ином уровне социального партнерства (локальном, районном, региональном и т. п.) систем оплаты труда, устраивающих коллективы работников. Такие системы оплаты труда не всегда тождественны друг другу, на локальном уровне они нередко различаются в зависимости от специфики деятельности конкретного учреждения. Например, компенсационные и стимулирующие выплаты педагогам в образовательном учреждении для детей-инвалидов и детей с ОВЗ имеет смысл назначать за одни виды дополнительных работ и показатели успешной работы, в учреждении для одаренных детей — за другие. В сельской местности педагоги могут выполнять работы, которые не могут возникнуть в городском образовательном учреждении (например, сопровождение детей при поездках на школьном автобусе).

Еще больше различий между образовательными учреждениями разных типов: детские школы искусств, спортивные школы, дома технического творчества и т. д. решают иные образовательные задачи, чем средняя школа, дошкольное учреждение или учреждение среднего профессионального образования. Компенсационные и стимулирующие выплаты педагогическим работникам должны учитывать специфику их труда и организационную структуру учреждения."

"Коммерсант" так комментирует текст законопроекта:

"Хотя конкретные параметры таких подходов к формированию зарплат пока неизвестны, в Госдуме уже признали, что их реформирование приведет к росту расходов бюджета — об этом говорится в отзывах на законопроект ряда комитетов. При этом, как следует из отзыва комитета по охране здоровья, рост расходов бюджета должен привести не столько к увеличению зарплат бюджетников, сколько к устранению межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации оплаты труда."
Очевидно, что устранение межрегиональных различий возможно либо за счет перераспределения средств от богатых регионов к бедным, либо за счет роста бюджета на образование. Надеемся, что правительство пойдет по второму пути.