Тема дистанционного труда стала одной из основных на очередном заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, состоявшемся 23 июля. Причем сразу по двум основаниям.
Во-первых, с организационной точки зрения. Заседание проходило по видеосвязи, и соцпартнеры - впервые за несколько месяцев - не просто обменялись мнениями по вопросам посредством протоколов, но и смогли, наконец, посмотреть друг другу в глаза. Хотя бы и через объективы видеокамер. Такой формат, определенно, живее бюрократического цикла согласования общих позиций профсоюзов, правительства и работодателей по социально значимым вопросам.
Во-вторых, актуальными в повестке дня оказались изменения законодательства, связанные с регулированием дистанционной работы. Как отметил Михаил Тарасенко, первый зампред комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, новая законодательная инициатива получила приоритет в период пандемии, когда складывалась практика трудовой деятельности вне своего рабочего места. И на начальном этапе привлекательной казалась идея включить вопросы такой практики именно в главу ТК о дистанционном труде.
Поэтому, по настоянию профсоюзов, при одобрении представителей работодателей и Минтруда, было решено выделить под эту тему отдельную главу в Трудовом кодексе. - “Удаленный труд”, “дистанционный труд” - звучит как синонимы, но по мере применения и практики удаленного труда становилось ясно, что это далеко не так, - отметил Тарасенко. - Неверная трактовка этих разных по содержанию видов труда нередко приводила к нарушению трудовых прав наемных работников.
Между тем, подчеркнула зампред Федерации независимых профсоюзов России Нина Кузьмина, все профсоюзные предложения, высказанные на заседании рабочей группы в рамках работы над законопроектом, были учтены в постановлении, принятом вместе с проектом закона в первом чтении. Председатель ФНПР Михаил Шмаков предложил рассмотреть в рамках РТК проект федерального закона о дистанционной и удаленной работе до его вынесения на второе чтение в Госдуме. Представители работодателей, а также Министерства труда и социальной защиты это предложение только поддержали.
ПЯТЬ ПРОФСОЮЗНЫХ ВОПРОСОВ
Несмотря на дистанционный формат заседания, профсоюзам удалось вынести на заседание РТК пять вопросов, касающихся острых социально-экономических тем. Глава ФНПР сформулировал их в повестке “Разное”.
Как отметил Шмаков, само внесение одного из таких вопросов в повестку, видимо, стало причиной его скорейшего разрешения. Речь идет о просьбе профсоюзов включить профлидеров в комиссии, сформированные для анализа законов и других документов, подпадающих под “регуляторную гильотину”. - Был вопрос о том, что представители профсоюзов не были включены в состав соответствующих рабочих групп. Перед началом заседания мне позвонили и сказали, что по всем комиссиям профлидеров включили в статусе экспертов, с тем же правовым положением, как у депутатов Госдумы. Нас это устраивает. Участвовать в обсуждениях по этим вопросам, высказывать свое мнение - необходимо, - уверен председатель ФНПР.
Но есть и то, чего профсоюзы от правительства пока не получили, несмотря на переданные ранее запросы. Это общенациональный план действий по нормализации деловой жизни, восстановлению занятости, доходов граждан и роста экономики.
С профсоюзной точки зрения, данный документ обязательно должен быть рассмотрен экспертами РТК, так как он содержит важные пункты, связанные с социально-экономическим развитием страны. - У нас, как нам говорят, существует общенациональный план действий по нормализации деловой жизни, восстановлению занятости, доходов граждан и роста экономики. Так вот, он как бы есть, но в то же время - его нет. Мы направляли запросы, чтобы получить возможность ознакомиться с этим планом, однако столкнулись с позицией Минэкономразвития, что документ, мол, имеет статус “для служебного пользования” и поэтому его никому не покажут. И не показывают.
Это полный обман со стороны министерства. В том числе президента, - возмутился Шмаков. По его мнению, социальные партнеры, представители профсоюзов и бизнеса, так или иначе, должны получить доступ к документу и рассмотреть его на площадке Российской трехсторонней комиссии: - Правительство утверждает: все ради человека и для блага граждан. Мы это поддерживаем. Но дайте нам ознакомиться с конкретикой! - потребовал председатель ФНПР.
- Что касается общенационального плана действий, я переговорю с председателем правительства на эту тему и доведу информацию до соответствующих координаторов, - пообещала в ходе дискуссии вице-премьер Татьяна Голикова.
Еще один документ, на который обратили внимание участники заседаний РТК, - это производственный календарь на следующий год. Татьяна Голикова предложила руководству Минтруда оперативно заняться этим вопросом. - Уже близится 2021 год. Но производственного календаря нет. Надо ускорить его создание. А то всякие чудаки начинают предлагать абсурдные вещи, вроде сокращения новогодних каникул до трех дней, - пояснил Шмаков необходимость динамичнее формировать производственный календарь. С чем согласилась вице-премьер, дав соответствующее поручение руководству Минтруда.
Следующий документ, оказавшийся в сфере профсоюзных интересов, - законопроект о внесении изменений в федеральный закон о банкротстве. - Закон переписан заново, - напомнил Шмаков. - Причем туда включены такие, например, сюжеты, как запрет на вступление арбитражных управляющих в профсоюзы. Хотя это не имеет никакого отношения ни к Трудовому кодексу, ни к Конституции. В обновленной Конституции, наоборот, усиливаются права граждан на создание профсоюзов, развитие социального партнерства.
Мы просили направить этот законопроект РТК, чтобы рассмотреть его на рабочей группе и, если потребуется, на заседании комиссии. Вместо этого, по нашим сведениям, он уже внесен в правительство, чтобы впоследствии вынести его в Госдуму. Мы считаем, что этот процесс необходимо остановить и серьезно доработать этот документ.
- Законопроект о банкротстве - это не поправки в действующее законодательство, а полноценный новый закон, более 400 страниц, - поддержал профсоюзы глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. - Там не только вопрос, затронутый Михаилом Викторовичем, но есть и много вопросов, относящихся к трудовым и прочим социально-экономическим отношениям.
- Что касается законопроекта о банкротстве - мы его найдем и попросим доложить, внести на рассмотрение рабочей группы РТК, - ответила Голикова.
Пятый вопрос, поднятый профсоюзами, касался не документов, но конкретной проблемы. Речь идет об организации детского отдыха. Из-за пандемии оздоровительная кампания была скомкана, а детские лагеря по всей стране столкнулись со значительными трудностями. - Сейчас в отдельных регионах принимаются решения об открытии детских оздоровительных лагерей. Но это не происходит по щелчку пальцев. К такому нужно готовиться заранее - за несколько недель или месяцев, что зачастую не делалось в период пандемии.
Мы предлагаем дать поручение со стороны правительства для региональных трехсторонних комиссий: рассмотреть вопрос отдыха и оздоровления детей, оперативно решить вопросы и понять, как сохранить лагеря, - сказал Михаил Шмаков. И особо отметил: в приоритетном порядке нужно ставить вопрос о сохранности детских лагерей, которые работоспособны, но по объективным причинам не открылись. - Мы по опыту знаем, что если лагерь год или два не открывается, там остаются разломанные корпуса или чистое поле, которое дальше застраивается коттеджными поселками. А мы все же должны акцентировать внимание на детском оздоровительном отдыхе, - подчеркнул Шмаков.
Татьяна Голикова пообещала направить профсоюзные предложения в региональные штабы по оперативной работе с последствиями пандемии коронавируса. Таким образом, все сформулированные профсоюзами вопросы нашли отражение в решениях комиссии.
Источник: https://www.solidarnost.org/articles/plan-shredingera.html
Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©