В Общественной палате РФ раскритиковали законопроект, регулирующий труд творческих работников

imgonline com ua Resize l9VnJqlzyTВ Общественной палате РФ 25 февраля состоялось нулевое чтение проекта федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования труда творческих работников (в части совершенствования регулирования труда творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, музыкальных и танцевальных коллективов, концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений)».

В частности, законодательная инициатива предусматривает введение регулярных (не чаще чем раз в три года) конкурсов для подтверждения квалификации творческих работников, с которыми заключены трудовые контракты на неопределенный срок. Поправка в Трудовой кодекс РФ в случае ее принятия даст работодателям право расторжения трудового договора по итогам конкурса или в случае отказа творческого работника от участия в нем.
Предложенная Правительством РФ оценка востребованности в отношении творческих работников вызвала негативный отклик со стороны большинства представителей творческих профессий, которые отмечают, что в законопроекте ничего не говорится о профессиональном мастерстве артиста, о качестве его работы, а только о количественных показателях. По мнению экспертов, артист может быть занят в одном-двух спектаклях, но именно они будут максимально востребованы зрителями. К тому же творческий потенциал артиста может раскрыться далеко не сразу.
Законопроект требует существенных доработок, уверен модератор нулевых чтений заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Денис Кирис.

«В данной редакции законопроект не соответствует тому, что происходит в театрах — речь идет все-таки о них. Трудовой кодекс включает в себя огромное количество сфер культурной деятельности, здесь же хотят взять отдельное узкое направление. В свете того, что Президент дал поручение вернуться к пересмотру Закона о культуре, у нас есть возможность пересмотреть и расплывчатые нормы права в Трудовом кодексе тех работников и работодателей сферы культуры, которые здесь обозначены. Это и работники кино, и работники средств массовой информации, цирковые артисты — все отдельно выделенные категории работников сферы культуры, а не только работники театров. Речь идет о целой отрасли, а то, что прописано здесь, узконаправленно», — сказал Денис Кирис.
Предлагаемые поправки в Трудовой кодекс ущемляют права творческих работников, считает председатель Московской городской организации профсоюза работников культуры Лидия Фомина. По ее мнению, среди дискриминирующих творческих работников новаций, помимо оценки их востребованности без четких критериев такой аттекстации, — предоставляемое работодателю право самостоятельно выбирать, будет ли компенсироваться работа в выходные и праздничные дни дополнительной оплатой труда или предоставлением другого дня отдыха, отсутствие механизма оплаты вынужденных простоев.
«Регулировать труд творческих работников надо, в Трудовом кодексе много пробелов, и ситуацию надо выравнивать. Но, если принять этот закон, будет только хуже. И Союз театральных деятелей Российской Федерации, и профсоюзы, и Общественная палата должны серьезно отнестись к этой проблеме. Перед правительством и Президентом РФ нужно ставить вопрос о сохранении всех существующих организаций культуры, а данный законопроект направлен на то, чтобы избавляться от бюджетных организаций», — убеждена Лидия Фомина.
imgonline com ua Resize pa3QHj3hGE8Gs1GС ней солидарна председатель Российского профсоюза работников культуры Светлана Цыганова, по мнению которой введение оценки востребованности творческих работников уничтожит институт бессрочных договоров, а клеймо невостребованности приведет к утрате театрами статуса репертуарных, утрате актерской школы и традиций целых творческих династий.

«Нужно проанализировать, изучить, сколько у нас на сегодняшний день таких “невостребованных” работников, почему они не заняты, какова причина. У работодателей тоже есть свои обязанности и задачи. Почему творческий состав не может в полной мере участвовать в постановке, какова причина? Думаю, это необязательно репертуар. Если раньше были введены охранные нормы для творческих работников, мы о них заботились, то сейчас идет прогон, и артисты соглашаются на все условия, потому что опасаются быть уволенными», — возмущается она.
Свои замечания высказали представители театральных коллективов, которые видят серьезную проблему в том, что сегодня трудовой коллектив полностью отстранен от творческого процесса: подбор репертуара и труппы полностью отданы на откуп художественных руководителей и режиссеров; ушли в прошлое творческие худсоветы, куда входили заслуженные люди, опытные профессионалы. В результате возникают творческие перекосы, дисбаланс в актерском составе.

Очень важно не допустить перекоса в сторону антрепризы и сохранить целостность репертуарного российского театра, считает Денис Кирис: «Не надо забывать, что все-таки большинство театров находится на госфинансировании, следовательно, в приоритете должна быть государственная политика в сфере развития культуры в целом и театров в частности. То, что сейчас прописано в этой норме права, может стать инструментом для сведения личных счетов, инструментом узаконенного увольнения не только актеров — в театре огромное количество профессий, профессиональных цехов».

Об уязвимости профессии, особом распорядке жизни, связанном с постоянными разъездами, напомнили и артисты цирка. Оптимизация цирков, решение вывести их на самоокупаемость привели к тому, что в Росгосцирке снизилось количество актеров, а все ключевые решения принимают прокатчики (антрепренеры), имеющие немало возможностей избавляться от неугодных артистов, которых, по их словам, предлагаемый законопроект в данном виде никак не защищает.
Позицию ведомства донесла заместитель директора департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Татьяна Маленко. По ее словам, проект закона нуждается в доработке; необходимо разобраться в отраслевых актах Минкультуры России, доработать их совместно с профсоюзами и работодателями, определить прежде всего понятийный аппарат.
Ее поддержал Денис Кирис, по убеждению которого законопроект должен отражать интересы участников всех сфер культурной деятельности, а не только работников театров, музыкальных и танцевальных коллективов, концертных организаций и цирков, на которых сейчас сделан акцент.
Кроме того, общественник призвал профессиональное сообщество публично выразить свою позицию по данному законопроекту, например через социальные сети. Он также рассказал, что озвученные на мероприятии предложения войдут в итоговое резюме, которое будет направлено в соответствующие ведомства для дальнейшей работы над проектом закона.