Председатель ЦК РПРК Цыганова С.Н. выступила на Санкт-Петербургском культурном форуме

Фото с СПб форумаУважаемые участники главной деловой площадки! 
Позвольте поблагодарить организаторов данной панельной дискуссии за возможность участия.
Кратко «О действиях Российского профсоюза работников культуры по защите социально – трудовых прав работников культуры в условиях текущей социально – экономической ситуации».
Справочно:
Наш отраслевой Профсоюз был создан в 1990 году.
В Российский профсоюз работников культуры входит 79 региональных организаций в субъектах РФ, объединяющих свыше 11 тысяч первичных профсоюзных организаций.
Численность членов Профсоюза составляет почти 400 тысяч.
Членами отраслевого профсоюза являются почти 80% от количества работающих в библиотеках, клубах, музеях, театрах, киноорганизациях, средствах массовой информации, в издательствах, предприятиях полиграфии, в цирках, в организациях туризма, физической культуры и спорта, в парках культуры и отдыха (пояснить по туризму и спорту).
РПРК – членская организация ФНПР.
Российский профсоюз работников культуры наряду с профсоюзами образования и здравоохранения является членом Ассоциации профсоюзов непроизводственной сферы РФ, что способствует эффективности совместных действий в условиях проводимой в культуре, образовании и здравоохранении модернизации по представительству и защите трудовых прав, профессиональных и социально-экономических интересов членов профсоюза, не допуская снижения уровня социальных гарантий работников.
Наша организация является равноправной и уважаемой частью мирового профсоюзного движения, в том числе в составе трех международных профобъединений: работников полиграфии, средств массовых коммуникаций и актеров (ЮНИ-ГРАФИК, ЮНИ-МЕИ и ФИА).
Сегодня в деятельности Профсоюза - три основные функции:
-защитная (взаимоотношения «профсоюз – работодатели»),
-представительская (взаимоотношения «профсоюз – государство») и
-контролирующая функция выражается в том, что профсоюз выступает в роли полномочного общественного контролера по вопросам соблюдения прав работающих в различных аспектах – охрана и условия труда, оплата и нормирование труда, социальные гарантии и других. Соответствующие права профсоюзу предоставляет, действующее в РФ, законодательство.
1)Защитная функция наиболее традиционна, она напрямую связана с социально-трудовыми правами работников.
В последние десятилетия понимание защитной функции профсоюза несколько изменилось. Если ранее основной задачей профсоюзы считали повышение оплаты и условий труда, то сегодня ЗАНЯТОСТЬ и УСЛОВИЯ ТРУДА становится на первом месте.
2)Функция представительства связана с отстаиванием интересов работников в государственных и общественных органах. Целью представительства является создание дополнительных (по сравнению с уже существующими) льгот и гарантий.
3) О Контролирующей функции было сказано выше.
В условиях современной действительности работа Профсоюза по защите прав работников культуры строится на принципах социального партнерства с органами государственной власти через Генеральное соглашение между Правительством РФ, Объединением работодателей и Профсоюзами (ФНПР), с органами исполнительной власти на федеральном уровне – Минкультуры России, региональном – органы исполнительной власти по культуре субъектов РФ, муниципальном – муниципалитеты. Первичное звено – через коллективный договор.
На федеральном уровне действует 2 соглашения: с Минкультуры России и Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям.
Подписаны рабочие Соглашения о взаимодействии с СТД, СМР, РБА, СЖР.
Подведомственные Минкультуры учреждения осуществляют взаимодействие с работодателями по защите социально – трудовых прав работников культуры через коллективный договор.
Лучшими можно отметить КД Большого и Мариинского театра, Государственного музея – Памятника «Исаакиевский собор», Эрмитажа, Этнографического музея, РГБ и др.
Председатель - Цыганова С.Н. представляет интересы работников культуры в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально – трудовых отношений, входит в состав экспертов рабочей группы Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям по применению профессиональных стандартов в системе профессионального образования и обучения.
- По требованию Профсоюза при поддержке профильного Комитета Госдумы было изменено условие назначения досрочной страховой пенсии по старости творческим работникам: при выработке специального стажа 15 – 30 лет независимо от возраста, начиная с 2023 года плюс 5 лет, вместо 8 лет предложенных Правительством ранее.
-Минкультуры России с участием Профсоюза прорабатывается механизм передачи муниципальных ДШИ на региональный уровень (пилотные проекты Курск и Томск).
-определена единая норма часов педагогической работы за ставку заработ¬ной платы для преподавателей, старших и младших классов – 18 часов в неделю.
-сохранены удлиненные отпуска педагогическим работникам ДШИ (Постановление Правительства РФ от 14 мая 2015 г. № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках»).
-учтены предложения Профсоюзной стороны работников социальной сферы о проведении стандартной процедуры получения заработной платы в условиях «блокировки» счетов - первоочередной порядок выплаты зарплаты.
-решен положительно вопрос о совместной работе родственников (творческих династиях).
2019-й объявлен в России Годом театра. В Москве под председательством вице-премьера Ольги Голодец прошло заседание оргкомитета, где обсуждали программу предстоящих мероприятий.
Среди проблем - совершенствование системы подготовки кадров, необходимость реконструкции устаревших сцен, законодательное регулирование театральной деятельности в Российской Федерации.
Известно, что ремесло артиста-исполнителя – занятие рискованное и нестабильное: его отличительные черты – это нерегулярная и непредсказуемая занятость, ощутимые колебания дохода и атипичные договорные отношения.
Сегодня можно утверждать, не сгущая красок, что стабильная занятость в этой сфере исчезает (Об этом шла речь на XXI Конгрессе Международной федерации актеров – ФИА 22-25 сентября 2016г в Сан-Паулу).
Если на модернизацию материально-технической базы учреждений культуры и искусства возможно будет получить гранты в рамках нацпроекта "Культура", то вопросы занятости артиста – исполнителя, обеспечения социальных гарантий требуют особого внимания со стороны государства.
Хотя есть страны, в которых артисты-исполнители не имеют никаких прав на защиту со стороны закона (например, Япония), в России сравнительно большая доля артистов-исполнителей защищены законом и пользуются правами, традиционно предоставляемыми трудящимся. Основным препятствием к осуществлению этих прав и средств защиты является статус независимого работника, широко распространённый среди артистов-исполнителей.
Он в большинстве случаев не позволяет артисту пользоваться правами и мерами защиты, полагающимися наёмному работнику, в частности, страхованием от безработицы и страхованием здоровья и усложняет расчет их пенсионных прав.
В России артисты-исполнители, работающие по договору подряда или иному гражданско-правовому договору, не могут пользоваться правами, предоставляемыми наёмным работникам и закреплёнными за ними в Трудовом кодексе, такими, как отпуск по временной нетрудоспособности, оплачиваемый отпуск и т.д.
На протяжении последних лет особо остро в выступлениях театральных деятелей на различных театральных форумах, встречах с руководством страны, в прессе отмечается необходимость введения большей свободы и маневренности в трудовых отношениях в театре.

Трудовое законодательство России, опираясь на рекомендации Международной Организации Труда, предписывает заключать трудовые договоры на неопределенный срок, кроме тех случаев, когда в силу тех или иных обстоятельств трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения. Причем такие случаи не могут определяться руководством организации работодателя, они должны быть прямо предусмотрены федеральным трудовым законодательством.
Трудовой кодекс РФ не дает никаких вариантов трансформации «бессрочного» договора в «срочный». Трудовой кодекс предусматривает возможность трансформации срочного трудового договора в бессрочный, но не допускает обратного.
Срочный трудовой договор можно заключить только заново, при приеме на работу. Такой договор может заключаться и с тем работником, который прежде работал в этом же учреждении культуры по «бессрочному» договору и по тем или иным основаниям был уволен.
Данные мониторинга Минкультуры России свидетельствуют о том, что большая часть творческих работников (70-75%) работает на условиях трудовых договоров, заключенных на неопределенный срок, при этом к числу незадействованных работников можно отнести от 20% до 30% таких сотрудников.

В регионах руководство театров самовольно переводит творческий состав на срочный трудовой договор, увольняет несогласных, меняет оплату труда в сторону уменьшения и др.У актеров нет выбора – приходится принимать предложенные условия.

Что могут сделать профсоюзы для дальнейшего обеспечения защиты прав своих членов в этой изменяющейся обстановке?
Мы считаем, что внедрению в России новых моделей формирования творческих коллективов, связанных с высвобождением работников, должна сопутствовать разработка адекватных мер их социальной поддержки (защиты), потому что в наших условиях увольнение артиста из творческого коллектива в связи с окончанием срока трудового договора (контракта) или достижением пенсионного возраста чревато для него не только потерей социального статуса, но и серьезным снижением материального достатка, невозможностью обеспечить себе за счет государственной пенсии достойное существование.
Мерами социальной защиты должны стать:
- программа переподготовки высвобождающихся творческих работников организаций исполнительских искусств в средних специальных и высших учебных заведениях;
- формирование служебной жилплощади, необходимой для приглашения на работу по срочному трудовому договору иногородних артистов, режиссеров, других специалистов;
- ежемесячные выплаты творческим работникам – неработающим пенсионерам, имеющим высокие заслуги в прошлом, подтвержденные почетными званиями федерального или регионального уровня;
- страховые выплаты в случае не прохождения конкурса или в случае отказа от прохождения конкурса на замещение должности творческого работника;
- расширение гастрольной деятельности.
Российский профсоюз работников культуры не только обращает внимание на проблемы социального характера творческих работников, но также готов принять самое активное участие в их решении (в пределах своей компетенции) с целью обеспечения трудовых и социальных прав творческих работников в соответствии с Конституцией Российской Федерации.