Половина страны хочет перемен. Институт социологии РАН опросил россиян

Логотип соцопросаСоциологи зафиксировали внезапный спрос в обществе на перемены. Люди больше не хотят стабильности! Стабильность у них ассоциируется с консервацией кризиса. Но вместе с желанием перемен растет и социальная напряженность, связанная в первую очередь с недовольством социальной несправедливостью. И оно даже выше, чем недовольство материальным расслоением. Институт социологии РАН представил очередной аналитический мониторинг настроений российского общества в 2017 году.

ЧЕГО ХОТИМ
С 1999 года спрос россиян на перемены в стране неуклонно снижался. В 2012 году он был минимальным: лишь 28% хотели что-то поменять, остальные выступали за стабильность. И вот внезапно осенью 2016 года ученые из Института социологии РАН обнаружили противоположную тенденцию. Сегодня доли сторонников перемен и сторонников стабильности сравнялись! Половина населения России хочет, чтобы в стране что-то поменялось.
ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ? На самом деле многое. Например, это тянет за собой обострение разного рода противоречий, прежде всего между властью и народом. Тут надо понимать, что ко “власть имущим” наши сограждане относят всех, кто, как они считают, входит в государственную элиту (“власть”, “чиновники”), смыкающуюся с бизнес-элитой (“олигархи”). Хотя постсоветская Россия живет в условиях рыночной экономики, богатство в ней оказывается зависимым от способности включаться во властные или околовластные отношения. Поэтому общественное мнение не видит особой разницы между “властью”, “чиновниками”, “богатыми” и “олигархами” - они все относятся к одной элитной социальной группе обладающих властью и деньгами.
По данным мониторинга, проведенного социологами, в стране пока так и не сложились эффективные механизмы и институты ликвидации противоречий между властью и народом, которые бы пользовались высоким доверием россиян.
Сегодня лишь менее трети россиян (29%) полагают, что страна в ближайшие годы будет развиваться успешно, в то время как 37% считают, что ничего принципиально не изменится, а 29% уверены, что Россию в ближайшие годы ждут трудные времена. В значительной степени это связано с тем, что россияне не видят “точек роста” ни в экономике, ни в социальной сфере, ни в функционировании демократических институтов. Единственный положительный сдвиг, которые отметили респонденты, - это успешная борьба с терроризмом.
Больше всего жаждет перемен молодежь. По оценкам социологов, это связано с тем, что нынешняя стабильность для молодых обернулась закупоркой каналов социальной мобильности. Как показывают исследования, сегодня многие молодые люди зарабатывают себе на жизнь “по-бразильски”, то есть перехватывая время от времени случайную, краткосрочную работу без каких-либо социальных гарантий. Это характерно больше для студентов, но у многих продолжается и после окончания учебы, в результате они начинают пополнять ряды так называемого прекариата (социальный класс работников с временной или частичной занятостью, которая носит постоянный и устойчивый характер).
В каких сферах россияне больше всего хотят перемен? Первые позиции занимают: усиление социальной справедливости, борьба с коррупцией, экономические реформы, нацеленные на преодоление нефтегазовой зависимости, и реформы социальной сферы - науки, образования, здравоохранения, культуры. И это желание характерно для всех групп населения. Впрочем, те, кто оценивает свое материальное положение как низкое, гораздо больше остальных считают, что необходимо усиливать социальную справедливость и бороться с коррупцией.
По словам директора Института социологии РАН Михаила Горшкова, проблемы на работе входят в тройку аспектов жизни населения, по которым отмечается самая высокая степень неудовлетворенности. Причем речь не идет о размере зарплаты. Речь идет о таких вещах, как справедливая оплата труда, “серая” зарплата, оплата больничных листов, отношение начальства и прочие параметры.
КОМУ ВЕРИМ
Запрос на перемены не означает желания резкой смены власти или экономического курса. Люди хотят не революционного, а эволюционного пути.
Именно поэтому поддержка президента Владимира Путина хоть и несколько снизилась с 2014 года, но остается традиционно высокой (69%). А вот доверие к правительству - наоборот (38%). Социологи связывают это с отсутствием внятной программы выхода из кризиса и четких представлений о целях развития страны и способах их достижения, о реализации конкретных программ. В частности, майских указов президента. Заложенная в них задача 50-процентного увеличения зарплаты сегодня, на фоне сокращения реальных доходов и растущих цен на товары и услуги ЖКХ, выглядит в глазах населения совершенно нереализуемой. Остроту ситуации добавляют обеднение значительной части населения и сохраняющаяся в условиях кризиса коррупция, в том числе среди высших госчиновников.
Стержнем доверия остаются по-прежнему “державные” институты: президент РФ (69%), армия (63%) и православная церковь (42%). Аутсайдерами на протяжении многих лет выступают институты политического представительства.
“Данный факт свидетельствует о сложившейся устойчивой публичной модели взаимоотношений государства и общества, в основе которых лежат сакрализация верховной власти, государственный патриотизм, примат коллективных интересов над частными и групповыми. Отсюда - низкий уровень доверия представительной, региональной и местной власти, суду, общественным и правозащитным организациям, политическим партиям”, - делают вывод социологи.
Меньше всего люди доверяют политическим партиям (16%), Госдуме (24%), Совету Федерации (26%), профсоюзам (23%), прессе (25%). Кстати, доверие профсоюзам заметно меняется в разных возрастных группах респондентов. Больше всего им верит молодежь (25%) и люди в возрасте 31 - 40 лет (26%). После 40 лет доверие к профсоюзам утрачивается и опускается до 19 - 20%.
Кстати, любопытно, что хотя наши сограждане в большинстве своем верят Владимиру Путину и готовы за него проголосовать на президентских выборах, они же сами считают, что при следующем сроке он не сможет преодолеть социальное неравенство, снизить уровень коррупции, улучшить ситуацию в социальной сфере и повысить уровень жизни населения. А это именно то, что, по опросам тех же респондентов, волнует их больше всего.
Исследование проводилось в мае и октябре 2017 года. По репрезентативной общероссийской выборке было опрошено 4000 респондентов в возрасте от 18 лет, представляющих основные социально-профессиональные группы населения и проживающих во всех территориально-экономических районах страны в различных типах поселений.