Ассоциация профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ выразила свое мнение по поводу бюджета на 2016 год

Ассоциация профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ обратилась в адрес Председателя Правительства РФ Д. А. Медведева и председателя Комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам А. М. Макарова  в связи с серьезной озабоченностью профсоюзов перспективами финансовой обеспеченности деятельности государственных учреждений здравоохранения, образования и культуры в 2016 году.

О предложениях Совета Ассоциации профсоюзов
работников непроизводственной сферы
Российской Федерации
по проекту федерального закона № 911755-6
«О федеральном бюджете на 2016 год» и
проекту федерального закона № 911758-6
«О бюджете Федерального фонда обязательного
медицинского страхования на 2016 год»

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Совет Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы Российской Федерации рассмотрел проекты федеральных  законов  № 911755-6 «О федеральном бюджете на 2016 год» и № 911758-6 « О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год» (далее – проекты федеральных законов), внесенные Правительством Российской Федерации, документы и материалы, представленные одновременно с проектами  федеральных законов, и отмечает следующее.

Проектом Федерального бюджета на 2016 год предусмотрено существенное снижение объёма финансирования сферы образования. Объем бюджетных ассигнований в 2016 году по разделу «Образование» уменьшен по сравнению с уровнем 2015 года более, чем на 50,00 млрд. рублей. По отношению к объему ВВП расходы по разделу «Образование» составят в 2016 году 0,7 процента против 0,9 процента в 2015 году, а по отношению к объёму расходов федерального бюджета – доля расходов уменьшится с 4,1 процента в 2015 году до 3,6 процента в 2016 году.

Доля расходов бюджетной системы Российской Федерации на здравоохранение по отношению к объёму ВВП уменьшится с 3,8 процента в 2015 году до 3,4 процента в 2016 году. Планируемый рост государственных расходов на здравоохранение в 2016 году сохранит неизменной их долю в структуре расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации относительно 2015 года, но не позволит сохранить реальный уровень финансирования отрасли из-за  высокого уровня инфляции в 2014 и 2015 годах и последующего роста номинальных расходов, связанных с обеспечением оказания медицинских услуг.

В представленном проекте федерального бюджета на 2016 год расходы на государственные  программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы и « Развитие здравоохранения» сокращены в сравнении с 2015 годом  почти на 10 и 12 процентов соответственно, при том, что общие расходы на реализацию государственных программ Российской Федерации, как и расходная часть самого федерального бюджета в целом увеличились.

Фактически предусмотрено снижение нормативов финансового обеспечения реализации Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, принятой в целях исполнения  Указа Президента Российской Федерации  от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2015 года № 973 «О совершенствовании статистического учета в связи с включением в официальную статистическую информацию показателя среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности)».

В бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования предусмотрено изъятие страховых средств, передаваемых федеральному бюджету в 2016 году в сумме 187,9 млрд. рублей. Запланированное уменьшение расходной части бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, сформированного на 2016 год с дефицитом, создаёт дополнительные риски по практическому обеспечению государственных гарантий бесплатного оказания населению медицинской помощи и выполнению Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы применительно к работникам системы здравоохранения. 

Совет Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы Российской Федерации отмечает, что запланированный объём финансирования из средств федерального бюджета сферы образования, здравоохранения и культуры:

  • не предусматривает проведение индексации размера заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений, не отнесённых к отдельным категориям работников бюджетной сферы, повышение оплаты труда которых регулируется Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, реализуемой в рамках выполнения Указа Президента Российской Федерации  от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
  • уменьшает в 2016 году объём дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в части финансового обеспечения реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» и от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
  • не предполагает индексации стипендий (размеров стипендиального фонда) студентам высшего и среднего профессионального образования.

Совет Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы Российской Федерации отмечает, что принимаемые в рамках бюджетной политики меры в сфере образования, здравоохранения и культуры снижают уровень обеспеченности трудовых и социально-экономических прав и интересов работников, что может привести к ухудшению качества и снижению объемов оказываемых населению услуг в сфере образования, медицины и культуры.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

В связи с вышеизложенным просим оказать личное содействие в учёте предложений Совета Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы Российской Федерации по проектам федеральных  законов с целью принятия дополнительных мер в рамках реализации бюджетной и социальной политики Российской Федерации в 2016 году:

  • проведение индексации заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений, не отнесённых к отдельным категориям работников бюджетной сферы, повышение оплаты труда которых регулируется Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, принятой  в  целях  реализации  указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» и от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
  • сохранение, а в необходимых случаях увеличение размеров дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в части финансового обеспечения реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» и от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
  • увеличение размеров стипендиального фонда для обучающихся по программам высшего образования, а также по программам среднего профессионального образования, исходя из необходимости первоочередной поддержки социально незащищенных категорий студентов;
  • финансовое обеспечение деятельности учреждений образования, здравоохранения и культуры в объёмах, обеспечивающих выполнение государством социальных обязательств перед своими гражданами.

Президент Совета Ассоциации,
Председатель Профсоюза работников
здравоохранения РФ                                                              М.М.Кузьменко

Вице-президент Совета Ассоциации,
Председатель Профсоюза работников
народного образования и науки РФ                                      Г.И.Меркулова

Вице-президент Совета Ассоциации,
Председатель Российского профсоюза
работников культуры                                                                С.Н.Цыганова